24.07.2018
Исследователем HookTheory Дэйвом Карлтоном было проанализировано 1300 известных композиций с целью выявить самые популярные аккорды в современной музыке. Карлтон отмечает, что хотел не только собрать статистику о частоте применения различных аккордов, но и выяснить «отношения» между наиболее часто используемыми аккордами и тональностями. По словам Карлтона, полученная им информация не только делает прослушивание музыки более интересным, но и несет практическую пользу всем музыкантам.
Чтобы узнать самые популярные аккорды, Карлтон собирал информацию о последовательностях аккордов в течение двух лет. Композиции накапливались в базу данных, а первыми попали в выборку песни из чарта Billboard Hot 100 . Постепенно количество композиций стало увеличиваться и выросло до 1 300, в том числе в список добавились 500 топ-песен по версии Rolling Stone и другие популярные композиции. Карлтон отмечает, что в список попадали только композиции поп, рок, кантри и других популярных стилей, но никакого джаза или классической музыки.
Самые популярные тональности
Первым вопрос, на который хотел ответить Карлтон, звучал так: «Правда ли, что некоторые аккорды и тональности в песнях используются чаще других?». Найти ответ на этот вопрос оказалось достаточно сложной задачей, поскольку песни пишутся в разных тональностях: композиции в тональности C# часто используют аккорд C#, тогда как песни в тональности G чаще встречается аккорд G. Но поскольку написать композицию в тональности G гораздо проще, аккорд G оказался более популярным, чем C# . Поняв это, Карлтон для начала решил выделить самые популярные тональности современной музыки.
По результатам анализа выяснилось, что самые популярные тональности в музыке – К мажор (C) и связанная с ним параллельная тональность Ля минор (Am), поэтому Карлтон учитывал эти тональности вместе. Также Дэйв пришел к выводу, что тональности с меньшим количеством знаков при ключе более популярны у музыкантов и композиторов, хотя это утверждение нельзя считать единственно верным. К примеру, тональность Ми бемоль мажор (с тремя знаками при ключе) более популярна, чем тональность Фа мажор (с одним знаком). В то же время тональность Си бемоль мажора имеет всего два знака при ключе, но среди всех песен она применяется только в 4% случаев.
Самые популярные аккорды
Когда стало понятно, что выявить самые популярные аккорды в песнях разных тональностей невозможно, Карлтон транспонировал все композиции в одну тональность – К мажорам. Это сделало сравнение честным, простым и прозрачным. После этого исследователь сравнил последовательность аккордов во всех песнях, фиксируя частоту появления тех или иных аккордов после первого аккорда C.
Как и ожидалось, в тональности К мажору одним из самых популярных аккордов оказался C. Тем не менее, Карлтон был удивлен, что аккорды G и F также очень часто встречаются в аккордовых последовательностях. Несмотря на то что тональность К мажору (C) чаще всего используется музыкантами, анализы показали, что композиторы часто пишут музыку и без использования основного аккорда С в ней. Четвертым по популярности оказался аккорд Ля минор (Am), хотя частота его появления значительно ниже – 56%. При этом Ля мажор оказался совсем нежелательным аккордом с показателем использования 2%.
Карлтон отмечает, что причиной популярности одних аккордов и неполноценности других можно объяснить как интуитивный поиск простых решений. Даже если музыкант не знает музыкальной теории и пишет песню в мажоре, которая должна звучать хорошо, он интуитивно не будет использовать Ля мажор, только если этого не потребует сама композиция. Гораздо проще и легче использовать Ля минор – это рекомендуют даже некоторые популярные программы для музыкантов.
Если в композиции используется аккорд Em, то какой аккорд будет следующим?
Получив ответ на вопрос о том, какие аккорды наиболее популярны, Карлтон усложнил себе задачу. Исследователь задумался об отношениях аккордов между собой: если в композиции используется определенный аккорд, то какой будет следующим в последовательности? Для ответа на вопрос Карлтон остался в той же тональности и проанализировал, какие аккорды наиболее часто встречаются после Ми минора (Em).
В 93% случаев в тональности К мажорам после аккорда Ми минор используется аккорд Ля минор или Фа мажор. Дэйв жарнтома отмечает, что при следующем написании песни в К мажоре музыкантам стоит задуматься об использовании аккордов Am и F – ведь так поступает огромное количество композиторов, поэтому композиция вряд ли будет выделяться на фоне других композиций.
Следовательно, большой процент появления одних аккордов и кардинально более низкий процент появления других говорит о том, что композиторы и музыканты редко готовы к экспериментам и уходу от типичных решений. Несмотря на это, Карлтон отмечает, что прежде чем менять принятые правила, их нужно изучить, поэтому нет ничего плохого, если в своем творчестве музыканты поначалу будут пользоваться уже проверенными стратегиями и решениями.
Рекомендуем также просмотреть: 4 лайфхака для гитаристов: ноты VS табы