05.08.2024
История акустической гитары тянется гораздо дальше, чем вы можете себе представить. Мы рассмотрим историю этого культового инструмента, который на протяжении многих лет претерпевал множество трансформаций.
Древние прототипы
Историю акустической гитары можно точно отследить до уруцкого периода между 3500 и 3200 годами до н.э. Также, на одной из исторических гравюр из региона Месопотамии в Ираке изображена женщина, играющая на уди – популярной в тогдашней арабской культуре лютне с коротким грифом без ладов. Впоследствии эта гравюра была приобретена доктором Домиником Коллоном и хранится в Британском музее в Лондоне.
Древние египтяне, греки и персы были одними из главных пионеров струнных инструментов. На самом деле, самым древним сохранившимся инструментом, похожим на гитару, является танбур из Египта, датируемый примерно 1500 годом до нашей эры. Этот инструмент представляет собой ладовую лютню с тремя струнами, длинным грифом и грушевидной декой. Он принадлежал придворному певцу по имени Хар-Мосе, который пел для египетской царицы Хатшепсут. Увидеть сакральный древний артефакт своими глазами можно в Археологическом музее в Каире.
Историческая фотография турецкого мужчины, играющего на танбуре.
Древняя Греция и Римская империя
Около 700 г. до н.э. китара (или кифара) стала популярной в Древней Греции. Название этого инструмента звучит знакомо, не правда ли? Это потому, что так оно и есть.
Считается, что слово "гитара" происходит от древнегреческого слова "китара", и этот инструмент разделяет многие характеристики своего преемника.
Инструмент семейства лир, китара состоял из семи струн одинаковой длины и деревянного корпуса, как правило, с плоским основанием. Она имела деревянную противень, а ее корпус состоял из двух дощечек, соединенных ребрами. Чтобы играть на этом инструменте, игрок держал его вертикально, обычно проводя "плектроном" (медиатором) по струнам правой рукой и приглушая струны левой рукой.
На кифаре обычно играли профессиональные музыканты, и к концу 7 века до н.э. она стала основным инструментом греческих публичных выступлений.
Приблизительно в 40 году нашей эры римляне вошли в Испанию – и принесли с собой китару. С этого времени китара стала синонимом западноевропейской культуры.
Средневековье
Еще один ключевой период в развитии современной акустической гитары – и снова Испания была в центре этого развития.
Мавры, кочевой народ из Северной Африки, вторглись в Испанию в 711 году нашей эры (что стало началом мавританского нашествия). Они принесли с собой свои уды, и в результате был совершен решающий прорыв.
Европейцы объединили характеристики уду и китары, прибавив к уду лады и назвав его "февралью". Это просто слияние арабского слова "al'ud" (буквально "дерево") и испанского названия "laud".
Благодаря этому развитию появился гриф – ключевая особенность современной акустической гитары.
Мавританский уд и европейская лютня имели поразительное сходство с современной акустической гитарой:
Известность лютни росла на протяжении всего Средневековья. Спустя несколько веков она вдохновила на создание виуэлы - инструмента, который сыграл периферийную роль в развитии акустической гитары.
Эпоха Возрождения
Знаменательной датой эпохи Возрождения в развитии акустической гитары является 1488 год, когда вышел "Гейдельбергский тотентант" (Heidelberger Totentanz). Эта немецкая книга содержит 38 гравюр неизвестного автора, на каждой из которых изображена фигура смерти, держащая в руках струнные инструменты того времени. Среди них – лютня, виола и ренессансная гитара.
Две ренессансные гитары, представленные на второй паре иллюстраций, подтверждают существование инструмента еще в 1488 году. Однако он должным образом не появится в популярной культуре до 16 века.
Приблизительно в это время на первый план начинает выходить испанский струнный инструмент с пятью или шестью сдвоенными струнами, имевший лады и звукоизвлечение происходило щипками. .
Впервые он приобрел популярность в Арагонском королевстве, на северо-востоке Иберии, и на нем играла преимущественно аристократия. Подобно большой гитаре, она имела шесть или семь двойных струн. Она настраивалась как лютня – GCFADG (соль-до-фа-ля-ре-соль) – и была самым древним струнным инструментом, имеющим непосредственное отношение к современной акустической гитаре.
Виуэлла существовала в трех формах:
Виуэлла была распространена в Испании, Португалии и Италии и достигла пика своей популярности в середине и конце 16 века. Однако к концу 16 века ее использование пошло на убыль. Однако вскоре она превратится в гитару в стиле барокко, а впоследствии и в классическую гитару.
Эпоха классицизма
Пожалуй, самый яркий период музыкальной истории классический период был золотым возрастом для гитары.
В период барокко с 1600 по 1750 годы нормой были гитары с 5 парами струн. Однако в конце 18 века от них отказались в пользу гитар с 6 парами струн (вскоре от них также откажутся в пользу гитар с 6 одинарными струнами) .
Между 1730 и 1820 годами новое поколение гитарных композиторов и исполнителей стало звездами того времени, особенно в Испании. Дионисио Агуадо-и-Гарсия и Фернандо Сор были одними из величайших гитаристов классического периода, и они были близкими друзьями.
Агуадо популяризировал использование ногтей во время игры на гитаре и изобрел треногу, аксессуар, используемый для удержания гитары вместо того, чтобы она лежала на колене.
Сор был известен своим неортодоксальным стилем игры – в отличие от своих коллег, он редко использовал безымянный палец своей щипковой руки. Вместо него он использовал большой, указательный и средний пальцы правой руки. Сор также создал многочисленные аранжировки для оперы, оркестра и балета, в том числе интродукции и вариации на тему Моцарта.
Сор, которого многие считают лучшим гитаристом классического периода, умер в 1839 году. Чуть более чем через 10 лет после его смерти был совершен ключевой прорыв.
Эпоха романтизма
Около 1850 г. испанский гитарный мастер Антонио Торрес Хурадо начал трансформировать конструкцию гитары. У него была гитарная мастерская в Севилье, где он изготовлял собственные гитары. Он внес несколько важных изменений.
Во-первых, он увеличил размер корпуса гитары, чтобы увеличить ее громкость. Он также установил более легкую, более тонкую и большую противню, которая была изогнута с обеих сторон.
Возможно, важнейшим изменением, которое Торрес внес в акустическую гитару, было изобретение "веерной" системы брасов (fan-bracing). Гитарные брасы – это набор деревянных распорок, необходимых для укрепления противни, поддержки натяжения струн и предотвращения разрушения инструмента во время игры. Они также являются важнейшим фактором в формировании звука гитары.
Версия "fan-bracing" Торреса
Торрес выпустил серию гитар в своих севильских мастерских, на некоторых играли такие известные музыканты, как Франсиско Таррега и Мигель Ллобет.
Благодаря своим инновациям и предприимчивости Торрес считается важнейшим изобретателем истории акустической гитары.
Начало и середина 20-го века
В 1902 году американский лютнист Орвилл Гибсон основал компанию в Каламазе, штат Мичиган. Сегодня эта компания известна как Gibson Brands Inc. и является одним из известнейших в мире производителей акустических гитар.
Гибсону приписывают создание гитары с изогнутой верхней декой (Archtop), переосмыслившей громкость, тембр и вибрацию. Эта гитара имела резонаторные отверстия как у скрипки, регулируемый бридж и изогнутый корпус. Эти особенности позволяли ей свободно вибрировать и издавать более громкий звук. Поэтому неудивительно, что впоследствии ее взяли на вооружение джазовые, кантри и свинговые музыканты.
В начале 1920-х годов компания CF Martin & Company начала сосредотачивать свое производство на гитарах со стальными струнами. Они издавали более четкий и более чистый звук, а также помогли банджоистам, игравшим популярный в то время стиль кантри, переключаться на гитару без дискомфорта. Впоследствии X-bracing стал промышленным стандартом для акустических гитар со стальными струнами и остается стандартом до сих пор, например, на гитарах Sigma .
Позже того же десятилетия, в 1927 году, Джон Допир изобрел резонаторную гитару. Она была разработана для создания достаточной громкости, чтобы играть вместе с банджо и другими инструментами в ритм-секции. Сельмер-Маккаферри в начале 1930-х годов.
Эти разработки значительно улучшили звук акустической гитары во время живых выступов – так же, как и изобретение электроакустической гитары. Цельнокорпусные электрогитары стали набирать популярность в 1950-х годах.
1960-е годы и позже
Gibson J-160E, считающаяся одной из первых электроакустических гитар в мире, стала одним из лиц рок-н-ролла 1960-х годов.
Она прославилась благодаря телевизионным выступлениям The Beatles и является единственной гитарой, фигурирующей в каждом из альбомов легендарного квартета.
Между 1960-ми и 1980-ми годами усилители для акустических гитар достигли беспрецедентного уровня качества благодаря прогрессу в дизайне и технологиях.
В начале этого периода многие исполнители просто направляли микрофон между грифом и корпусом гитары во время живых выступлений. Однако это часто приводило к проблемам с обратной связью и звукозаписью.
Чтобы противостоять этому, в 1960-х годах Ovation создали "параболическую" или "округлую" заднюю деку (Roundback), изготовленную из материала, похожего на стекловолокно (Lyrachord). Это значительно снизило обратную связь, что позволило качественно и мощно усиливать звук акустической гитары.
Oviation снова оказались в центре гитарных инноваций в 1970-х годах, когда разработали более тонкую деку, чтобы еще больше увеличить громкость и динамический диапазон акустической гитары и уменьшить обратную связь при подключении микрофона. Компания также установила пьезоэлектрический звукосниматель в струнодержателе гитары, чтобы повысить качество звука.
Мир усиления для акустической гитары продолжает развиваться, поскольку такие компании, как Fishman продолжают выводить на рынок инновационные технологии.
*этот материал является переводом и адаптации статьи insure4music